Московская область, г. Лыткарино, ул.Спортивная, д.20.

Телефоны: 8(985) 174-14-63, 8(977) 789-02-35.

(пн.-пт. - 12.00.-20.00.; сб. - 12.00.-16.00.)

Эл.почта: crl.garmonia@yandex.ru

Сообщество в ВК: КРЛ "Гармония"

  • О нас
  • Для малышей и их родителей
    • "ГоворУмки" - интеллектуально-речевые занятия для детей 2-3 лет.
    • Кружок раннего развития "Ма-Малыш"
  • Для дошкольников
    • "Развивайка"-всестороннее развитие для детей 3-4 и 4-5 лет
    • "Речь-и-ум" - интеллектуально-речевое развитие детей 4-5 лет
    • "Весёлые моторчики" - нейрогимнастика для детей 4-7 лет
    • Подготовка к школе
    • Английский язык
    • Шахматы (от 5 лет)
    • Изостудия "Волшебная кисточка"
    • Театральная студия "Браво!"
    • Сказкотерапия: сказка+музыка+театр+творчество.
    • Творческая мастерская "Умелые ручки"
    • "Я пою!" - студия эстрадного вокала
  • Для школьников
    • Шахматы (от 7 лет)
    • Гитара
    • "Друзья" - коммуникативный театр для детей 7-11 лет.
    • Детская театральная студия "Браво!".
    • Студия рисунка и живописи "Вдохновение" (дети 7-11 лет)
    • Студия рисунка и живописи "Вдохновение" (дети от 12 лет)
    • Английский язык для младших школьников
    • "Я пою" - студия эстрадного вокала
  • Для взрослых
    • Студия рисунка и живописи "Вдохновение"
    • "Я пою" - студия эстрадного вокала
    • Гитара
    • Пилатес, стрип пластика
  • Логопед
  • Дефектолог
  • Психолог, нейропсихолог
  • Школа нейроразвития "Коннектом"
  • Детские дни рождения
  • Фото, видео альбомы
  • Новости
  • Скидки, акции
  • Контакты
  • О нас
  • Для малышей и их родителей
    • "ГоворУмки" - интеллектуально-речевые занятия для детей 2-3 лет.
    • Кружок раннего развития "Ма-Малыш"
  • Для дошкольников
    • "Развивайка"-всестороннее развитие для детей 3-4 и 4-5 лет
    • "Речь-и-ум" - интеллектуально-речевое развитие детей 4-5 лет
    • "Весёлые моторчики" - нейрогимнастика для детей 4-7 лет
    • Подготовка к школе
    • Английский язык
    • Шахматы (от 5 лет)
    • Изостудия "Волшебная кисточка"
    • Театральная студия "Браво!"
    • Сказкотерапия: сказка+музыка+театр+творчество.
    • Творческая мастерская "Умелые ручки"
    • "Я пою!" - студия эстрадного вокала
  • Для школьников
    • Шахматы (от 7 лет)
    • Гитара
    • "Друзья" - коммуникативный театр для детей 7-11 лет.
    • Детская театральная студия "Браво!".
    • Студия рисунка и живописи "Вдохновение" (дети 7-11 лет)
    • Студия рисунка и живописи "Вдохновение" (дети от 12 лет)
    • Английский язык для младших школьников
    • "Я пою" - студия эстрадного вокала
  • Для взрослых
    • Студия рисунка и живописи "Вдохновение"
    • "Я пою" - студия эстрадного вокала
    • Гитара
    • Пилатес, стрип пластика
  • Логопед
  • Дефектолог
  • Психолог, нейропсихолог
  • Школа нейроразвития "Коннектом"
  • Детские дни рождения
  • Фото, видео альбомы
  • Новости
  • Скидки, акции
  • Контакты

Рассылка

Главная Полезные статьи

От вины к ответственности

Малышу от 3 до 5-6 лет взрослые люди представляются всемогущими, всезнающими существами - ну просто волшебниками. И ребёнок готов выпрыгнуть из собственной шкурки, только чтобы дотянуться до них (то есть до родителей) и стать таким же всемогущим и независимым. (Обращали внимание: играете в шашки, мяч и т. п., ребёнок проиграл - он не хочет быть проигравшим! - это отзвук того самого желания: дотянуться до взрослого, стать как взрослый, быть с ним на равных.)

Инициативный ребёнок строит планы, ставит цели и упорно стремится их достичь. И тут же обнаруживает, что на многие его желания наложено "социальное табу". Нельзя, например, жениться на собственной маме, нельзя визжать и резвиться, когда едешь в троллейбусе. Ребёнок знает, что многое из того, что ему хочется, родители не одобрят. Он готов идти наперекор, однако только начинающие формироваться в этом возрасте самонаблюдение и самоконтроль теперь уже заставляют его сдерживаться.

Но (вот беда!) в глубине души желания остаются! И этот разлад "знаю, что плохо, но всё равно хочу" заставляет ребёнка чувствовать себя виноватым.

"Что за глупости, - скажете вы, - иметь желание и осуществить желание - совсем не одно и то же". Да, это действительно так, но только с нашей взрослой точки зрения. Но у детей своя логика, во многом отличающаяся от нашей. Для них "почувствовать" и "сделать" очень тесно слиты, это почти одно и то же.

Кроме того, пока дети часто не в силах удержаться от того, что им хочется. И - нарушают наши запреты. Если родители стыдят ребёнка за проказы, он опять-таки чувствует себя виноватым. А если отчитывают и стыдят очень часто, то чувство вины прочно поселяется в его душе.

Многие наши взрослые комплексы и странности - оттуда.


Вот как воспитывать ответственность:

1. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в
нём. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. "Помоги мне накрыть стол к чаю", "Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?", "Эту обувь мы помоем вместе..." Посильное дело для малыша всегда найдётся.

2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача - убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!)

3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность. Не купил хлеба - пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапожки - они остались мокрые и мы не пойдём гулять.

4. Но поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.

  1. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-"напоминалки". Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.

    6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький...

    7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать,
    как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.

    8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

    Мы часто критикуем за ошибки, а к тому, что человек делает хорошо, быстро привыкаем и считаем за норму. Рисунок, который малыш принёс из детсада вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, за вечерним чаем можно отметить, как бережно он сегодня обращался с младшей сестрёнкой, как старательно укачивал её в колясочке. Так называемая обратная связь - это очень важно для малыша!

    Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

- Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, - это убивает чувство ответственности буквально на корню. Так, малыш пока не способен долго заниматься одним и тем же. Можно разнообразить ту работу, которую вы поручаете ему, или, поблагодарив, отпустить играть. Вы можете поручить навести порядок в своём уголке (или своей комнате), но учитывайте, что "порядок" в понятии взрослого - это одно, а у детей - совсем иное. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты - это тоже порядок. Так что не судите со своей колокольни.

- Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.

- Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).

- Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что "он такое насоветует!".

Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как все настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идет изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.

Клуб развития личности "Гармония"

Яндекс.Метрика